Результаты исследования специалистов из Университета Texas A&M (США) опубликованы в журнале Genetics.

Цель исследователей состояла в том, чтобы попытаться выяснить причины провала в борьбе с эпидемией ожирения в США. Несмотря на широко пропагандируемые рекомендации по правильному, здоровому питанию, исходящих из государственных структур и неправительственных организаций, в стране все больше людей с нарушениями обмена веществ и ожирением. “Все эти советы по питанию базируются на теории, согласно которой одна и та же диета подходит всем. Но, судя по продолжающемуся нарастанию эпидемии ожирения, эти рекомендации, похоже, просто неэффективны”, — отметил один из авторов исследования Дэвид Тредгилл (David Threadgill).

Тредгилл и его коллеги предположили, что в основе того, как организм реагирует на тот или иной тип питания, лежат индивидуальные генетические особенности. Поэтому то, что полезно одному человеку, может быть вредно для другого. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые использовали искусственно выведенные линии лабораторных мышей с четырьмя разными генетическими типами. Мыши из разных групп в генетическом смысле отличались примерно так же, как не родственные между собой люди. При этом в целом генетическая композиция и склонность к развитию обменных заболеваний у животных была такой же, как у человека.

Исследователи специально адаптировали для мышей наиболее распространенные типы человеческого питания: так называемый западный или американский тип питания, богатый жирами и очищенными углеводами, особенно кукурузой, и три диеты, которые считаются более здоровыми — средиземноморскую (включающую пшеничные зерна и экстракт красного вина), японскую (рис и экстракт зеленого чая) и кетогенную (с высоким содержанием жиров и белка, и низким — углеводов).

Эксперимент продолжался полгода. В результате оказалось, что даже “здоровые” диеты воздействуют на генетически различающихся животных по-разному. Так, например, одна группа мышей отлично отреагировала на три типа питания, но не могла переносить японскую диету — у животных начала отказывать печень. Аналогичный эффект наблюдался в случае кетогенной диеты: две группы мышей хорошо переносили такой тип питания, а две другие — нет. В одной группе мыши вместо того, чтобы похудеть, наоборот, достигли стадии ожирения, сопровождающегося нарушением обмена веществ. В другой группе мыши остались стройными, но у них снизился уровень физической активности, и за счет снижения объема мышечной ткани вырос объем жировой ткани. Как полагают авторы исследования, то же самое иногда происходит и у сидящих на кетогенной диете людей — они могут быть внешне стройными, но объем жировой ткани в организме растет, что негативно отражается на здоровье.

Как и ожидалось, хуже всего отразился на всех группах мышей американский тип питания, однако проявился этот эффект по-разному. В двух группах у животных началось ожирение и развился метаболический синдром (нарушение обмена веществ, ведущее к сердечно-сосудистым заболеваниям и диабету). В двух других группах последствия такого типа питания были не столь выраженно негативными, при этом в одной группе они ограничились лишь увеличением объема жира в печени. Что касается средиземноморской диеты, которая считается наиболее полезной для здоровья, то тут результаты тоже были разными — некоторым генетическим линиям мышей она действительно пошла на пользу, в то время как животные из других групп набрали вес, хотя и не столь серьезно, как при американской диете.

Полученные данные говорят о том, что диеты, подходящей абсолютно всем, просто не существует, делают вывод Тредгилл и его коллеги. В планах ученых — создание генетического теста, который позволил бы разрабатывать оптимальную персонализированную диету на основании информации, записанной в ДНК.

Поделиться
Комментарии