О том, как царские дети проводили время в Кадриоргском дворце во время визитов в Эстонию, в интервью журналу “Яна” рассказывают директор Кадриоргского художественнного музея Александра Мурре и заведующая Домом-музеем Петра I Мария Сморжевских-Смирнова.

А.М.: Кадриоргский парк и дворец был заложен в 1718 году. И в 18 веке к детям еще относились как ко взрослым. Их одевали как взрослых, ожидали от них взрослого поведения. Исключением были лишь дети Петра I — он был особенным во всем, в том числе и в отношении к своим наследникам и к их воспитанию.

И, конечно, считалось не комильфо оставлять записи о них, об их милых шалостях.

М.С.-С.: Поскольку Петр I с Екатериной часто бывали в разъездах, детьми занималась его сестра Наталья Алексеевна, она была женщиной продвинутых взглядов, разделяла начинания царя, первой переехала в Петербург, надела европейское платье, была страстной поклонницей театра. Так что царские отпрыски получили самое лучшее образование и воспитание.

А.М: Так, в 1721 году в Ревеле, по пути в Петербург, останавливался жених дочери царя Анны Петровны, герцог Карл-Фридрих Гольштейн-Готторпский и в его свите был дипломат Фридрих-Вильгельм Берхгольц, тоже совсем юный, они были товарищами. И камер-юнкер Берхгольц подробно описывал поездку. Он был очарован устройством Кадриорга и совершенно покорен образованностью и европейской обходительностью царевен — он как будто бы этого не ожидал.

М.С.-С: Петр не брал детей в свои походы, в отличие от Екатерины, которая всегда, даже на сносях, сопровождала его. Но Петр заботился о детях и то, с какой любовью он к ним относился, видно в его письмах. Елизавету он часто называл четверной лапушкой, когда она ползала на четвереньках, а Петра Петровича шишечкой: это из немецкой пословицы — у нас яблочко от яблоньки, а там шишечка от елки недалеко падает.

И Екатерина, когда царь занимался строительством Кардиоргского дворца, всегда писала ему, как дети: о том, что папы долго нет, Петр Петрович все время спрашивает и не любит тех речей, что папы нет, а больше любит речи о том, что папа скоро будет. В 1718-м, году основания Кадриорга, после гибели царевича Алексея Петр Петрович становится цесаревичем, а Екатерина I — матерью престолонаследника, поэтому и весь комплекс новой летней резиденции называется в ее честь. К сожалению, уже в 1719 году маленького Петруши не стало, ему так и не привелось побывать в ревельском дворце.

Свидетельств о том, что дочери Петра — Анна и Елизавета в нежном возрасте бывали в Кадриорге, у нас нет. Анна умерла довольно молодой после рождения первенца. Елизавета Петровна, придя к власти после многочисленных дворцовых переворотов, понимала, что нужно контролировать наследие отца. А Петр готовил ее к этому, она свободно владела французским, испанским, немецким, финским, шведским языками. И когда в 1746 году уже в статусе императрицы она прибыла в Кадриоргский дворец, который наконец обрел и законченный интерьер, то чувствовала себя здесь в своей “отчине” и многократно это подчеркивала.

Полную версию статьи о том, как царские дети проводили время в Кадриорге, читайте в октябрьском номере журнала “Яна”.

Поделиться
Комментарии