Прокрастинация — свойство человеческой психики “тянуть до последнего”, заменяя важные дела менее значимыми.

Почему мы так делаем?

Если верить научным данным, прокрастинация — это про каждого из нас. Минимум четверть населения планеты являются хроническими прокрастинаторами. Даже самые организованные люди периодически переносят планы “на завтра”. Многие тратят на откладывание больше времени, чем на саму работу.

Причин затягивать великое множество. Кому-то для плодотворной работы нужны адреналин и “догорающий” дедлайн. Другие избегают ответственности, откладывая принятие решений. Третьи — оправдывают бездействие перфекционизмом и неимением возможности (или вдохновения) сделать “лучше лучшего” прямо сейчас.

Это вообще нормально?

В ходе масштабного исследования 386 пар близнецов выяснилось, что медлительность и импульсивность передаются по наследству и имеют общую генетическую основу. Ученые предположили, что прокрастинация является неким “побочным продуктом” импульсивности, сформировавшимся под влиянием современных условий.

Ученые также отметили выдающиеся организаторские способности, которыми наделено большинство прокрастинаторов. Из-за привычки делать все в последний момент такие люди быстро переключаются и концентрируются на нескольких задачах одновременно. Однако многие ученые оптимистичную позицию не разделяют.

Это болезнь?

Нейрофизиологи заглянули глубже и обнаружили корни промедления в префронтальной коре. Эта область мозга контролирует импульсивность, отвечает за планирование, внимание. Повреждение или низкая активность в этой зоне способствует потере внимания и организованности. Подобные проявления фиксируются у детей с дефицитом внимания и гиперактивностью. Хроническая прокрастинация также может быть симптомом психического или неврологического расстройства, хотя люди до последнего уверены, что их откладывание вызвано ленью, слабой волей и недостаточной амбициозностью.

Это отсутствие самодисциплины?

Прокрастинаторы выдают желаемое за действительное, уверен Джозеф Феррари, профессор психологии из Университета Де Поля в Чикаго. Их рывок “в последний момент” — не более чем иллюзия успешно выполненной работы.

“Если у меня есть десяток дел, я буду выполнять их по очереди, и дела 11, 12 будут ждать своего часа, — приводит пример профессор. — Настоящий прокрастинатор из 12 вещей сделает последние две, а потом все перемешает и перепишет список, отложив важную работу”. “Хронический прокрастинатор — это человек, который превращает прокрастинацию в образ жизни. Окружающие невысоко оценивают таких людей, считая, что им не хватает усидчивости и способностей, — подводит итог Джозеф Феррари. — Это неадекватный образ жизни”.

Поделиться
Комментарии